Соколов Борис Михайлович

Материал из Сто страниц РГГУ
Версия от 14:04, 3 августа 2023; Cutieannie (обсуждение | вклад) (Новая страница: «300px|thumb '''Соколов Борис Михайлович''' (родился 3 августа 1959 г., Москва) - российский искусствовед, историк ландшафтного искусства, фотограф, переводчик, путешественник, организатор междисциплинарных гуманитарных исследований, автор интерн...»)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Соколов Борис Михайлович (родился 3 августа 1959 г., Москва) - российский искусствовед, историк ландшафтного искусства, фотограф, переводчик, путешественник, организатор междисциплинарных гуманитарных исследований, автор интернет-портала «Сады и время: 5000 лет ландшафтного искусства». Доктор искусствоведения, профессор кафедры теории и истории искусства факультета истории искусства РГГУ, член Правления Общества изучения русской усадьбы.

Краткая информация
Дата рождения: 3 августа 1959 г.
Место рождения: Москва, СССР
Страна (рождения-проживания): СССР – Россия
Научная сфера: Междисциплинарная история искусств, искусство символизма и авангарда,

творчество В.В. Кандинского, история ландшафтного искусства, трансформации массовой культуры в XVII – ХХI веках, пейзажная и архитектурная фотография

Место работы: Российский государственный гуманитарный университет
Альма-матер: МПГУ (1981 г.), МГУ (1988 г.)
Ученая степень: Доктор искусствоведения
Ученое звание: Профессор
Научный руководитель: Сарабьянов Д.В., Алленов М.М., Тяжелов В.Н., Кириллов В.В.

Биография

Родился 3 августа 1959 г. в Москве (СССР). После завершения средней школы № 154 поступил в Московский государственный педагогический университет (бывший МГПИ имени В. И. Ленина). Не женат.

Образование

С 1976 по 1981 гг. обучался в МПГУ. В 1981 г. окончил биолого-химический факультет МПГУ.

С 1982 по 1988 гг. обучался в МГУ. В 1988 г. окончил исторический факультет МГУ по специальности «История и теория искусства».

В 1994 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Тема – «Художественный язык русской народной гравюры XVII-XIX веков. К проблеме взаимодействия социальных и эстетических черт в массовых формах искусства» (специальность 50.04.03 – Истории и теории искусства).

В 2003 г. защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора искусствоведения. Тема – «Мессианские мотивы в творчестве В.В. Кандинского 1900-1920-х годов (живопись, поэзия, театр)» (специальность 50.03.03 – История искусств).

Трудовая деятельность

С 1981 по 1984 гг. – учитель биологии в школах Москвы.

С 1984 по 1986 гг. – работа в редакции журнала «Искусство».

С 1986 по 1993 гг. – работа в издательстве «Искусство» в должности редактора литературы по изобразительному искусству.

С 1996 по 1997 гг. – старший преподаватель в МАРХИ.

С 1996 по 1997 гг. – научный редактор в журнале «Живая старина».

С 1996 гг. по н.в. – работа в РГГУ: профессор кафедры теории и истории искусства (1996 г. – н.в.), координатор научного семинара «История культурного ландшафта» (1996 г. – н.в.).

Научные исследования

С 1990-х гг. занимается исследованиями в трех областях: народная картинка и городская массовая культура; живописное, литературное и теоретическое наследие Кандинского; история ландшафтного искусства мира. Стажировки и работа по научным программам в ряде учебных, научных и музейных организаций, среди них: Российский гуманитарный научный фонд, Российский фонд фундаментальных исследований, Центральноевропейский университет, Прага; Нидерландский институт инновационных исследований, Вассенаар; Центральный институт истории искусства, Мюнхен; Национальный центр научных исследований, Париж; Библиотека Кандинского, Париж; научная библиотека Дамбартон Оукс, Вашингтон.

Проводил полевые исследования в 30 странах, создал фотоархив по ландшафтному искусству (около 300 тысяч снимков). Фотографии публиковались в журналах GEO, «Наше наследие», «Новый Мир искусства», «Эрмитаж», «Артикульт» и книгах автора.

В 2008 г. основал научно-образовательный портал «Сады и время: 5000 лет ландшафтного искусства» (www.gardenhistory.ru), не имеющий аналогов в мире.

С 2017 г. проводит в музее-заповеднике Царицыно цикл выставок по садовому искусству: «Садовый спектакль: Искусство пейзажного парка в Европе и России» (2017 г.), «Сады Серебряного века» (2019 г.), «Зеленые дворцы. Пять веков регулярного парка» (2023 г.).

Автор фотовыставок на садовые темы (Царицыно, РГГУ, Монрепо, Кузьминки). Участвует в передачах на телеканале «Культура», ведет цикл очерков об искусстве в социальных сетях.

Активный участник дискуссий по сохранению памятников, находящихся под угрозой утраты либо коммерческой реконструкции (Монрепо, Новый Кучук-Кой, Шамбор). После проведения выставки «Сады Серебряного века» и круглого стола о судьбе Нового Кучук-Коя начата реставрация этой крымской усадьбы.

Участник около 100 научных конференций (Москва, Санкт-Петербург, Царское Село, Саратов, Воронеж, Умань, Эстерхаза, Бергамо, Бассано, Хемниц, Амстердам, Берлин, Бат, Потсдам). Организатор международных научных конференций, посвященных искусству XIX - XX веков и ландшафтному искусству.

Организация научных конференций: «Мир народной картинки» в ГМИИ имени А.С. Пушкина (1997 г.), «Искусство садов» в ГМИИ имени А.С. Пушкина (1999 г.), «Тема руин в культуре и искусстве» в ГМЗ «Царицыно» (2002 г.), «Пространство и время воображаемой архитектуры» в ГМЗ «Царицыно» (2003 г.), «Синтез искусств и рождение стиля» в ГМЗ «Царицыно» (2004 г.), «История садов в России: опыт, проблемы, перспективы» в ГМЗ «Царицыно» (2008 г.), «Ландшафтная культура мира: создатели и хранители» на кафедре всеобщей истории искусств РГГУ (2011 г.), «Ландшафтная культура мира: сады искусств» на кафедре всеобщей истории искусств РГГУ (2012 г.), «Ландшафтное искусство мира: диалог культур» на кафедре всеобщей истории искусств РГГУ (2013 г.), «Ландшафтная культура мира: человек в саду» на кафедре всеобщей истории искусств РГГУ (2014 г.), «Ландшафтная культура мира: развлечение и польза» на кафедре теории и истории искусства Нового и Новейшего времени РГГУ / Музей-усадьба Архангельское (2015 г.), «И слово стало садом: концепция и образ в истории ландшафтной культуры» на кафедре теории и истории искусства РГГУ / Высшая школа экономики / Кусково (2016 г.), «Василий Кандинский: синтез искусств, синтез культур» на кафедре теории и истории искусства РГГУ / Философский и Исторический факультеты МГУ / ГМИИ (2016 г.), «Пейзажный парк: три века истории» на кафедре теории и истории искусства РГГУ / Музей-заповедник Царицыно (2017 г.), «Сады ХХ века: от символа к реальности» на кафедре теории и истории искусства РГГУ / Музей-заповедник Царицыно (2019 г.), «Духовный город: фантазия и фантастика в архитектурном творчестве» на кафедре теории и истории искусства РГГУ (2021 г.), «Золотая буква. Искусство книги и журнала в XIX–XXI столетиях» на кафедре теории и истории искусства РГГУ (2023 г.).

Автор более 200 научных публикаций. Опубликовал переводы исторических текстов с английского, немецкого, французского, итальянского, латинского, польского языков. Среди них: Ф. де Вьери. «О красотах Пратолино» (1587 г.), Т. Вейтли. «Замечания о современном садоводстве» (1770 г.), Г. Уолпол. «История современного вкуса в садоводстве» (1770 г.), «Прогулка, или Путеводитель по Эрменонвилю» (1788 г.), В.В. Кандинский «Кельнская лекция» (1913 г.). Подготовил комментированное издание романа Ф. Колонна «Гипнэротомахия Полифила» (1499 г.). Диапазон публикаций в области ландшафтного искусства включает вопросы происхождения садовых форм и художественные средства постмодернизма в современных ансамблях (Сад Космического размышления, парк стадиона «Краснодар»).

Сфера научных интересов

  • Междисциплинарная история искусств
  • Искусство символизма и авангарда
  • Творчество В.В. Кандинского
  • История ландшафтного искусства
  • Трансформации массовой культуры в XVII–ХХI веках
  • Пейзажная и архитектурная фотография

Основные печатные труды

Книги и сборники

Соколов Б.М. Художественный язык русского лубка. М.: Издательский центр РГГУ, 1999. 264 с. Соколов Б.М. Мир народной картинки. Материалы научной конференции «Випперовские чтения – 1997» / Сост. и науч. ред. Б.М. Соколова. М.: Прогресс-Традиция, 1999. 398 с. Соколов Б.М. Тема руин в культуре и искусстве // Царицынский научный вестник. Вып. 6. М.: Пробел, 2003. 100 с. Соколов Б.М. Пространство и время воображаемой архитектуры. Синтез искусств и рождение стиля // Царицынский научный вестник. Вып.7-8. М.: Пробел, 2005. 416 c. Соколов Б.М. Сады и парки. История садов в России: опыт, проблемы, перспективы. Из истории Царицынского парка / Сост. и науч. ред. Б.М. Соколова. М.: Пробел, 2000, 2013. 306 с. Соколов Б.М. Василий Кандинский: Эпоха Великой Духовности. Живопись. Поэзия. Театр. Личность. М: БуксМарт, 2016. 536 с. Соколов Б.М. Василий Кандинский. Звуки / Сост., пер. с нем., послесловие Б.М. Соколова. М: Кучково поле, 2016. 144 с. Соколов Б.М. Пейзажный парк в Европе и России: от Просвещения к романтизму / Сост., науч. ред. и нат. съёмка Б.М. Соколова. М.: Кучково поле, 2017. 300 с. Соколов Б.М. Пейзажный парк: три века истории: сборник статей. М.: ГМЗ «Царицыно», 2017. 224 с. Соколов Б.М. Сады XX века: символ и реальность: сборник статей. М.: ГМЗ «Царицыно», 2019. 280 с. Соколов Б.М. Сады Серебряного века. Литература. Живопись. Архитектура. М.: БуксМАрт, 2022. 656 с.

Статьи, публикации текстов

Соколов Б.М. Игра с лубком: художественная система русской народной гравюры и городской праздничный фольклор // Вопросы искусствознания. 1994. № 4. С. 151–168. Соколов Б.М. Русский Апокалипсис Василия Кандинского // Наше наследие. 1996. № 37. С. 97–108. Соколов Б.М. Кандинский. Звуки. Издание Салона Издебского. 1911. История и замысел неосуществленного поэтического альбома // Литературное обозрение. 1996. № 4. С. 3–41. Соколов Б.М. Русский лубок как литературный жанр // Новое литературное обозрение. 1996. № 22. С. 177–201. Соколов Б.М. Страх в глубине и предчувствий пороги...: В.В. Кандинский и теория пророческого искусства // Wiener Slawistischer Almanach. 1996. № 38. С. 75–96. Соколов Б.М. Синий всадник у подножия Монсальвата: Вагнеровская тема у Кандинского в 1900–1910-х годах // Вопросы искусствознания. 1997. Т. XI. № 2. С. 185–197. Соколов Б.М. Отстранение как художественное средство русского народного искусства // Примитив в изобразительном искусстве: материалы научной конференции ГТГ. М., 1997. С. 83–98. Соколов Б.М. Кандинский – коллекционер русского лубка // Многогранный мир Кандинского. М.: Наука, 1998. С. 50–71. Соколов Б.М. Контуры «Эпохи Великой Духовности» по литературным текстам В. Кандинского // Новый журнал (Нью-Йорк). 1998. № 213. С. 184–204. Соколов Б.М. В.В. Кандинский. О понимании искусства: Стихотворения и статьи 1910–1920-х годов. Вступительная статья, подготовка текста, перевод и примечания // Знамя. 1999. № 2. С. 101–122. Sokolov B.M. Zum Stand der russischen Bilderbogenforschung // Arbeitskreis Bild-Druck-Papier: Tagungsband Chemnitz. 1997. Bd. 1. S. 45–53. Соколов Б.М. Лубок как художественная система // Мир народной картинки: материалы научной конференции «Випперовские чтения – 1997». М., 1999. С. 9–35. Соколов Б.М. Поэтический альбом В.В. Кандинского «Звуки» / «Klänge» и проблема культурного двуязычия // Россия и Германия (Випперовские чтения 1996-го года). М., 2000. С. 208–242. Соколов Б.М. Язык садовых руин // Arbor mundi / Мировое древо. 2000. № 7. С. 73–106. Соколов Б.М. Перевод и подготовка текстов В.В. Кандинского: «Композиция 4», «Композиция 6», «Картина с белым краем», «Маленькие радости», «Кельнская лекция», «Ступени» // Кандинский В.В. Избранные труды по теории искусства. М., Гилея, 2000. Том 1. 390 с. Соколов Б.М. Альбом Графа Северного, или Сады Павла I // Наше наследие. 2001. № 57. С. 2–23. (Фотографии автора). Соколов Б.М. Садово-парковое искусство // Иллюстрированный словарь русского искусства. М., Белый город, 2001. С. 407–410. (Фотографии автора). Соколов Б.М. Г. Семирадский и судьба античной темы в русском искусстве конца XIX–начала ХХ-го веков // Творча постать Г. Семирадського у контексті вітчизняної та свiтовой культури. Харьков, 2002. С. 128–136. Sokolov B.M. Vasilii Kandinsky and the Theater of Crisis // Experiment. 2022. № 8. С. 33–40. Соколов Б.М. Зеркало России [старинные географические карты из собрания А.Л. Кусакина] // Наше наследие. 2022. № 63–64. С. 34–41. Соколов Б.М. 180 Jahre russische Bilderbogenforschung // Arbeitskreis Bild-Druck-Papier: Tagungsband Bassano. 2001. Bd. 6. S. 113–120. Соколов Б.М. Английская теория пейзажного парка в XVIII-м столетии и ее русская интерпретация // Искусствознание. 2004. № 1. С. 157–190. Соколов Б.М. Руина как граница культурных миров // Тема руин в культуре и искусстве // Царицынский научный вестник. 2033. Вып. 6. С. 7–38. (Фотографии автора). Соколов Б.М. Новый Кучук-Кой: «Академия художеств» Якова Евгеньевича Жуковского // Собрание. 2004. № 2. С. 96–113. (Фотографии автора). Соколов Б.М. Ф. Колонна. Любовное борение во сне Полифила [Главы XXI-XXIV. Путешествие на остров Киферу], пер. с итал. и комментарии // Искусствознание. 2005. № 2. С. 418–472. Соколов Б.М. Каменный сад русского модерна // Наше наследие. 2005. № 75-76. С. 150–165. (Фотографии автора). Соколов Б.М. Томас Вейтли и рождение английской теории пейзажного парка // Искусствознание. 2006. № 1. С. 136–143. (Фотографии автора). Соколов Б.М. Томас Вейтли. Замечания о современном садоводстве, иллюстрированные описаниями // Искусствознание. 2006. № 1. С. 136–185. Соколов Б.М. Томас Вейтли и Екатерина II: у истоков Царскосельской плантомании // Плантомания. Российский вариант: материалы XII-й Царскосельской научной конференции. СПб., 2006. С. 384–406. (Фотографии автора). Соколов Б.М. Прогулка по Эрменонвилю: от садовой идиллии Просвещения к пейзажной философии романтизма // Искусствознание. 2007. № 1-2. С. 343–351. (Фотографии автора). Соколов Б.М. Прогулка, или Путеводитель по садам Эрменонвиля // Искусствознание. 2007. № 1-2. С. 355–390. Соколов Б.М. «В сей келье меланхолии приют...»: из истории садовых эрмитажей // Искусствознание. 2007. № 1-2. С. 17–45. (Фотографии автора). Sokolov B.M. Russian and Prussian Gardens between Enlightenment and Romanticism – Relations and Parallels // Prussian Gardens in Europe: 300 Years of Garden History. Leipzig: Edition Leipzig, 2008. P. 84–89. (Фотографии автора). Соколов Б.М. «Правило из котораго великия можно вывести красоты!»: вновь найденный экземпляр «Теории садового искусства» К.К.Л. Хиршфельда с заметками и рисунками Н.А. Львова // Из века Екатерины Великой: путешествия и путешественники: материалы XIII-й Царскосельской конференции. СПб., 2007. С. 454–478. Соколов Б.М. «Цветы без запаха» Василия Кандинского: недописанная страница русского литературного авангарда // Искусствознание. 2008. № 3. С. 260–288. Sokolov B.M. Le theatre de Kandinsky et le symbolisme russe // Le dialogue des arts dans le symbolisme russe. Dossier dirige par Jean-Claude Marcade. Lausanne, 2008. P. 234–252. Соколов Б.М. Русская Пруссия, или Рождение романтического сада // Наше наследие. 2008. № 87-88. С. 56–71. (Фотографии автора). Соколов Б.М. «Куриозник» Баженов и «артист» Львов: два типа творческой личности в культуре русского Просвещения // Курьез в искусстве и искусство курьеза: материалы XIV Царскосельской научной конференции. СПб., 2008. С. 377–392. Соколов Б.М. Софиевка Потоцких в описаниях XIX века: рождение романтического образа // Россия – Польша. Два аспекта европейской культуры: сборник научных статей XVII Царскосельской конференции. СПб., 2012. С. 538–552. Sokolov B. M. Gaerten des Silbernen Zeitalters: Kuenstlerisches Leben und kuenstlerisches Umfeld an der Wende zum 20. Jahrhunderts // Die Gartenkunst. 2013. № 1. S. 63–82. Соколов Б.М. «Англо-китайские сады» европейского Просвещения: от политического мифа к поэтическому пейзажу // Образ Поднебесной: взгляд из Европы: сборник статей XXI Царскосельской научной конференции. СПб., 2015. С. 388–405. Соколов Б.М. Духовный путь героя и автора в романе Франческо Колонны «Любовное борение во сне Полифила» (Венеция, 1499). Часть I // Искусствознание. 2013. № 3-4. С. 199–223. (Фотографии автора). Соколов Б.М. Духовный путь героя и автора в романе Франческо Колонны «Любовное борение во сне Полифила» (Венеция, 1499). Часть II // Искусствознание. 2014. № 1-2. С. 151–179. (Фотографии автора). Sokolov B.M. Thomas Whately, Catherine the Great and the Brownian Tradition in Russia // Garden History (London). 2016. Vol. 44. Supplement. Рp. 140–149. Соколов Б.М. «Маркиз Эрменонвиля»: Рене-Луи де Жирарден и его роль в распространении английского пейзажного стиля. Приложения: К. Хиршфельд о различии садов Англии и Франции; Ж. Тьебо де Берно. Замечания о Рене Жирардене // Россия - Франция: alliance культур: сборник статей XXII Царскосельской научной конференции. Т. 2. СПб., 2016. С. 258–270. Соколов Б.М. Ландшафтные формы Чарльза Дженкса: о взаимодействии лэнд-арта и ландшафтной архитектуры // Пейзажный парк: три века истории: сборник научных статей: Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно». М., 2017. С. 217–223. Соколов Б.М. «Как странно слиты сад и твердь»: Образ сада в художественной системе русского символизма // Модерн в России. Накануне перемен: материалы XXIII Царскосельской конференции. СПб, 2017. С. 640–654. Соколов Б.М. Парки Людовика XIV и Петра I в интерпретации Александра Бенуа // Россия и Франция: культурный диалог в панораме эпох: сборник статей. СПб., Европейский дом. 2018. С. 316–324. Соколов Б.М. Наследие Андре Ленотра и французское путешествие Петра I // Европейские маршруты Петра Великого. Сборник статей. СПб., Европейский дом, 2018. С. 223–232. Соколов Б.М. «Для всех и навсегда». Опыт музейного использования садов и ландшафтов Национального Попечительского совета Англии. 1895–2018 // Дворцы, особняки, усадьбы. Музейный формат: сборник статей XXIV Царскосельской международной научной конференции. СПб., Серебряный век, 2018. С. 592–603. Соколов Б.М. Трактат Горация Уолпола «История современного вкуса в садоводстве» (1770) и рождение концепции национального садового стиля // Актуальные проблемы теории и истории искусства: сб. науч. статей. Вып. 8. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2018. С. 89–100. Соколов Б.М. Античные мотивы в описаниях усадьбы Уильяма Шенстона Лизоус: от аллегории к характеру // Даниловские чтения. Сб. 1. М.: Новое литературное обозрение, 2018. С. 130–142. Соколов Б.М. Сады эпохи символизма: композиция, программа, образы // Сады и парки: энциклопедия стиля: материалы XXV Царскосельской научной конференции Ч. 2. СПб., 2019. С. 259–272. Соколов Б.М. От садового искусства Просвещения к ландшафтной культуре XIX столетия: Джон Лаудон и Герман фон Пюклер-Мускау // Художественная культура. 2020. № 1. С. 100–126. Соколов Б.М. Усадьба Замок Ховард в Йоркшире: от сада памяти к героическому пейзажу // Актуальные проблемы теории и истории искусства. Вып. 10. СПб., 2021. С. 120–128. Соколов Б.М. Усадьба Бленем в Оксфордшире: мемориал победы Мальборо и памятник ландшафтного искусства // Триумф победы в зеркале искусства: сборник научных статей XXVI Царскосельской конференции. СПб., 2020. С. 580–590. Соколов Б.М. «Тайный сад» в Марракеше // Проблемы экологической истории / истории окружающей среды: сборник статей. 2020. Вып. 2. С. 567–573. Соколов Б.М. Петр I в парке Херренхаузен: историческая встреча и историческая память // Россия и Германия в эпоху Петра Великого. Исторические и культурные связи. СПб., 2020. С. 354–361. Соколов Б.М. «Мир искусства» и мир садового искусства: от образа к истории // Связь времен. История искусства в контексте символизма. Т. 3. М., 2021. С. 452–482. Соколов Б.М. Исторические сады в фильме Алена Рене «В прошлом году в Мариенбаде» // Атрибуция предмета: интуиция, опыт, документ: сборник научных статей XXVI Царскосельской конференции. СПб., 2021. С. 802–811. Соколов Б.М. Ранняя история садовых сюрпризов: водные устройства виллы Пратолино в описании Франческо де Вьери (1587) // Русская усадьба: Сборник Общества изучения русской усадьбы. Вып. 27. СПб., 2021. С. 7–15. Соколов Б.М. Поэтика гнева и страха в итальянской садовой скульптуре XVI века // Бестиарий ненависти: коллективная монография. Тула, 2021. С. 43–54. Соколов Б.М. Свет, цвет и тьма в романе Ф. Колонны «Гипнэротомахия Полифила» // Образная память и средства художественной выразительности в истории искусства: сборник статей. М.: РГГУ, 2022. С. 94–110. Соколов Б.М. «Храм современной добродетели». Философия в пространстве сада эпохи Просвещения // Философия вне Академии в эпоху Просвещения. СПб.: Санкт-Петербургский центр истории идей; Издательство «Политехника Сервис», 2022. С. 78–100. Sokolov B. M. Oroszországi barokk kertek európai kontextusban: korszakok és személyiségek / Russian Baroque gardens in the European context: epochs and personalities // «Mőcsényi Mihály» Kertművészeti és Kerttörténeti Nemzetközi Műhely és KonferenciasorozatEszterháza II. Konferencia 2021. Szeptember 30 – október 1. // «Mihály Mőcsényi» Garden Art and Garden History International Workshop and Conference Series Eszterháza II. Conference 1. Baroque Garden Art. Budapest: MK, 2022. P. 118–133. Соколов Б.М. От райского сада к духовному городу. Роль литературных образов в формировании архитектуры экспрессионизма // Человек в архитектуре экспрессионизма: коллективная монография. СПб.: Алетейя, 2022. С. 498–527. Соколов Б.М. Пауль Шеербарт и Бруно Таут: от стеклянного Храма к городу-саду // Человек в архитектуре экспрессионизма: коллективная монография. СПб.: Алетейя, 2022. С. 528–555. Соколов Б.М. Памятники Древним и Современным добродетелям в Стоу: у истоков моральной усадебной архитектуры // Русская усадьба. Вып. 28. М: Коло, 2022. С. 149–158. Соколов Б.М. Бентон Сили. Описание садов виконта Кобэма в Стоу (1744). Елисейские поля // Русская усадьба. Вып. 28. М: Коло, 2022. С. 158–162. Соколов Б.М. Исторический сад в кинематографе: натура, трансформация, образ // Наука телевидения. 2022. № 18 (4). С. 73–102.

Примечания

Страница в рубрике «Кто есть кто» на сайте РГГУ (https://www.rsuh.ru/who_is_who/sokolov-boris-mikhaylovich/) Диссертация в электронной библиотеке диссертаций «Dissercat» (https://www.dissercat.com/content/messianskie-motivy-v-tvorchestve-vv-kandinskogo-1900-1920-kh-godov-zhivopis-poeziya-teatr)

Ссылки

Страница в рубрике «Кто есть кто» на сайте РГГУ (https://www.rsuh.ru/who_is_who/detail.php?ID=114335) Профиль в РИНЦ https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=439643 Профиль на сайте Ассоциации искусствоведов (АИС) https://www.ais-art.ru/2011-01-23-07-11-18/2011-02-06-17-34-22/-2/2249-2011-02-26-14-05-34.html Профиль на сайте «Сады и время»: 5000 лет ландшафтного искусства http://www.gardenhistory.ru/page.php?pageid=421 Лекция в проекте «Университетские субботы РГГУ». Борис Соколов: «Садово-парковое искусство: досуг и изучение» https://www.youtube.com/watch?v=rXxxIofLl14